Поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска.
Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать до 50–60 г. на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.
Если автовладелец на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки не избежать. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если за один сезон автомобиль проезжает меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике стоит следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс достаточно ощутим для водителя.
Если замена колес производится самостоятельно два раза в год, то применима следующая рекомендация. Следует поставить колеса и поездить пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми происходит движение, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Балансировка необходима в следующих случаях:- пробег за сезон составляет больше 15 тысяч километров;
- после последней балансировки колесо попадало на высокой скорости в глубокую яму;
- в прошлом сезоне наблюдалась вибрация, но процедура балансировки была отложена;
- если у автомобиля нет антиблокировочной системы тормозов, а водитель часто тормозит «на юз» на асфальтовом покрытии.