По сути бензины - это смеси углеводородов, вырабатываемых из природного сырья – нефти и газового конденсата. Их производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), при этом добавляя
различные присадки для получения необходимых эксплуатационных свойств:
- стойкости к детонации – взрывному процессу сгорания, которвй сопровождается перегревом, характерным стуком в ДВС, падением мощности, дымным выхлопом и повышением температуры в цилиндре.
- испаряемости, обеспечивающей создание горючей смеси с воздухом при любой температуре окружающей среды;
- отсутствия склонности к образованию отложений в топливном баке, топливопроводах, карбюраторе, на форсунках двигателей, дроссельной заслонке, впускных клапанах и поршневых кольцах;
- понижения нагарообразования на деталях, расположенных в камере сгорания и системе выпуска отработавших газов, что особенно важно при наличии каталитического нейтрализатора;
- снижения выбросов вредных веществ с выхлопными газами, в частности бензола и серы.
Заводские присадки должны быть введены в бензин производителем в соответствии с нормативной и технологической документацией. Например, согласно ГОСТ Р 51105-97 предусмотрены высокооктановые, антиокислительные, моющие и другие присадки, улучшающие качество бензинов и допущенные к применению в Российской Федерации.
Эти присадки добавляются в бензин в процессе эксплуатации автомобиля для улучшения его свойств, а также промывки и удаления образовавшихся отложений и нагара.
Наряду с основными свойствами, октаноповышающими, водоудаляющими и моющими, эти смеси имеют ряд других дополнительных свойств. Для этого в их состав могут быть включены:
инициаторы и катализаторы, интенсифицирующие процесс горения топлива и снижающие нагарообразование;
стабилизаторы, предотвращающие окисление топлива при хранении;
модификаторы трения, образующие на поверхностях пленку, предохраняющую трущиеся детали от износа и снижающую потери на трение;
антикоррозийные присадки, уменьшающие повреждение металлов, вызванное агрессивными веществами, содержащимися в топливе и в продуктах сгорания;
пусковые присадки, улучшающие воспламеняемость топлива, так как обладают хорошей испаряемостью, что особенно необходимо при низких температурах;
приработочные присадки, ускоряющие приработку трущихся деталей двигателя после ремонта.
Все существующие топливные присадки можно классифицировать по их назначению: - Очистители деталей топливной системы;
- Очистители деталей камеры сгорания;
- Присадки, изменяющие характеристики топлива
По способу воздействия различают:- Комплексные концентрированные очистители топливной системы;
- «Мягкие очистители» топливной системы;
- Препараты направленного действия.
Столь подробная градация препаратов, входящих в данную группу автомобильной химии, продиктована необходимостью разного подхода к очистке топливной системы автомобиля, с учетом его пробега, условий эксплуатации и конструкционных особенностей установленной на него топливной системы.